6-7 апреля в Москве состоялся 13-й Российский форум по управлению интернетом (RIGF 2023). Организатором мероприятия традиционно выступил Координационный центр доменов .RU/.РФ при поддержке Центра глобальной ИТ-кооперации и Минцифры РФ. Фонд «Разумный интернет» стал информационным партнером форума.
Одна из сессий RIGF 2023 – «Реальный и виртуальный миры: границы дозволенного» — была посвящена проблемам влияния интернета на формирование личности, вопросам взаимодействия детей и молодёжи в виртуальной среде, организации условий для гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения в условиях цифрового общества, формирование информационной и медиакультуры культуры участников образовательных отношений, правовые аспекты регулирования интернет-пространства для детей.
О погружении детей в цифровую среду рассказала Ольга Рубцова (Академия Инновационного образования и развития): «Мы видим, насколько огромную роль в социализации ребенка играют цифровая среда и, в частности, социальные сети. Если раньше было три основных института социализации для детей: родители, школа и «двор» – его окружение, друзья, то сейчас появился еще один фактор – интернет. События перестают быть просто событиями на экране. Они превращаются в маркеры, поводы для новых сообщений и действий. Что же нам делать со всем богатством цифрового мира, которое нас окружает? Ответ прост: всем вместе – родителям, педагогам, представителям общественных организаций – формировать внутренний фильтр личности».
Елизавета Белякова (Альянс по защите прав детей в цифровой среде) рассказала о том, что недавно в тестовом режиме запущена база обмена данными о негативном контенте между компаниями, входящими в Альянс. Также она напомнила о том, что Хартия «Цифровая этика детства», разработанная в 2021 году, открыта для подписания, и к ней могут присоединиться все организации, разделяющие принципы Хартии. На сегодня Хартию «Цифровая этика детства» подписали более 12 тысяч организаций во всех регионах России.
«Контент – это эмоции. И виртуальный мир сейчас гораздо более эмоциональный, чем классические среды социализации ребёнка – дом, школа, двор. Взрослые пытаются заинтересовать детей, обращаясь к своему культурному пласту, к контенту прошлого. Подрастающему поколению это неинтересно. И такое несовпадение приводит к серьезным общественным кризисам и другим социальным проблемам. Поэтому если мы хотим эффективно взаимодействовать с молодежью, необходимо сначала понять, чем и почему она действительно увлечена. А потом уже аккуратно говорить о тех вещах, которые считаем деструктивными. При этом не запрещать их, а создавать и предлагать интересную альтернативу», – отметил Владимир Тодоров (Rambler&Co, «Лента.ру»).
Сергей Марданов (ВКонтакте) поделился опытом создания игры по истории России для детей младшего возраста: «Мы видим, что через игру у детей совсем другое восприятие сложных исторических моментов, они больше понимают и с интересом ее проходят».
Участники секции сошлись во мнении, что нельзя лишать детей интернета – он создает возможности для познания мира, развития личности и способностей, но необходимо понимать его опасности и учить детей безопасному поведению в сети.
Запись секции доступна официальном канале Координационного центра доменов .RU/.РФ в YouTube.