Связь между гаджетами и РАС у детей не так однозначна

Длительные сессии с гаджетами у дошкольников не имеют прямого влияния на развитие у них расстройств аутистического спектра. Об этом сообщается в исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics. В нем группа ученых из Австралии пришла к выводу, что риск РАС повышают социально-экономические условия, в которых растет ребенок, а не сами гаджеты.

Изначально из анализа динамики интеллектуального развития более чем 5000 детей были сделаны выводы о том, что гаджеты повышают риск развития РАС. В частности, у несовершеннолетних, чье экранное время превышало допустимые объемы (14 часов в неделю) шанс возникновения РАС был в 1,8 раз выше, чем у детей, которые проводили с гаджетом меньше или значительно меньше времени.

Однако ученые выяснили, что обнаруженная связь между экранным временем и рисками РАС переставала иметь силу при включении в анализ новых переменных — в первую очередь, социально-экономических факторов. В их числе:

  • пол ребенка и людей, окружающих его большую часть времени;
  • достаток семьи;
  • образование родителей.

Эти факторы были избраны исследователями ключевыми в определении склонности несовершеннолетних к РАС, поскольку именно они формируют у детей привычки и объемы цифрового потребления.

Пинь-И Лин, автор исследования, адъюнкт-профессор Университета Нового Южного Уэльса (Австралия): «Эти переменные можно использовать для уменьшения погрешности при оценке связи между временем, проведенным ребенком за экраном, и риском развития у него аутизма <…> Это подчеркивает сложность факторов риска РАС и потенциальную роль более широких социальных детерминант в их возникновении»

Авторы исследования, пишет PsyPost, планируют продолжить изучение социально-экономических факторов на повышение экранного времени у несовершеннолетних пользователей. По их словам, следующие аспекты, степень влияния которых на риски РАС следует исследовать, — расовое неравенство и ограниченный доступ ряда социальных групп к медицинским услугам.

Источник: Мел

Поделиться: