Больше половины россиян стараются оградить детей от негативных последствий использования современных технологий. Такие данные содержатся в ежегодном исследовании «Информационные технология в восприятии россиян», проведенном совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и холдингом РОМИР.
Сегодня 63,4% опрошенных предпринимают определенные действия для защиты детей в цифровой среде.
И вместе с этим доля людей, которые готовы не просто запрещать, а предпринимать конкретные действия — вести беседы, формировать правила, приводить в действие технические меры — демонстрирует не рост, а снижение. Эта тенденция указывает на феномен пассивной тревожности: взрослые все сильнее боятся, но все меньше делают.
Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде: Растущая пассивность родителей в отношении цифровой среды, несмотря на нарастающее беспокойство, приводит к опасному вакууму. Это не просто отстранение — это утрата роли взрослого как навигатора в новой, сложной и подчас агрессивной информационной среде. Ребенок остается один на один с потоком контента, который не знает возраста, эмоций и границ. Без родительского участия дети оказываются особенно уязвимыми: они легче вовлекаются в токсичные онлайн-сообщества, сталкиваются с насилием, с агрессией, с деструктивными сюжетами, которые платформы порой подсовывают под видом «рекомендаций»
Как показывает опрос, ситуация с зависимостью детей от цифровой среды оставляет желать лучшего. Каждый пятый родитель в России не ограничивает своих детей до 14 лет в использовании гаджетов, интернета и видеоигр. Чаще всего это семьи с двумя детьми, проживающие в городах-миллионниках.
Что предпринимают родители для минимизации влияния цифровой среды на детей?
Прежде всего, стараются ограничивать время, которое проводит ребенок в интернете и в онлайн-играх. Однако, как показывают результаты исследования, эта мера демонстрирует более низкую эффективность по сравнению с другими, поэтому доля использующих ее родителей снизилась по сравнению с прошлым годом с 41% до 33,5%.
Одной из самых популярных мер являются профилактические беседы. Именно с их помощью стараются уберечь своих детей от негативного воздействия интернета почти 40% опрошенных родителей. Эксперты также считают эту меру очень эффективной.
Елизавета Белякова: При отсутствии общения родителей с ребенком у последнего «начинается деформация социального опыта. Дети все меньше тренируются в реальных коммуникациях, у них формируется клиповое, поверхностное мышление, страдает способность к сопереживанию. Параллельно развиваются признаки цифровой зависимости». А главное, если взрослый не задает рамки, не интересуется, не объясняет, — он перестает быть авторитетом. Его место занимают анонимные тренды, блогеры, алгоритмы. Возникает отчуждение — эмоциональное и мировоззренческое
Примечательно, что в борьбе с чрезмерным увлечением детей технологиями взрослые часто используют эти самые технологии. Например, 57% родителей установили «детский фильтр» для защиты ребенка от нежелательного контента. Эту практику используют как молодые родители с первым ребенком, так и семьи с уже подрастающими детьми. В ситуации с выбором мер для защиты детей обращает на себя внимание следующий момент: за год на 1,4% снизилась доля родителей, которые объясняют детям опасность бесконтрольного использования гаджетов и интернета. Но при этом на 3% выросла доля тех, кто использует «детский фильтр».
И здесь, как считают эксперты, важно не обвинять родителей, а помочь им превратить тревогу в участие.
Елизавета Белякова: Достаточно начать с простого, но регулярного: говорить с ребенком, интересоваться его цифровыми увлечениями, обсуждать увиденное. Такие разговоры не требуют специальных знаний, только искреннего внимания
Следующим шагом может стать совместная выработка правил: сколько времени можно проводить в интернете, какие сайты и игры приемлемы, что считается недопустимым. Эксперт считает, что «эти правила работают лучше, когда они установлены не директивно, а через диалог и согласие».
Елизавета Белякова рекомендует не проделывать эту работу в одиночестве: Существуют родительские сообщества, образовательные ресурсы, проекты по цифровой гигиене, которые помогают взрослым быть рядом. Потому что дети нуждаются не в контроле как таковом, а в родителях, которые идут рядом — пусть и не зная всех ответов, но готовые искать их вместе
Как проводилось исследование
Масштабное исследование «Информационные технологии в восприятии россиян — 2025», проведенное совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательским холдингом РОМИР, направлено на изучение динамики восприятия цифровых технологий в российском обществе и выявление ключевых трендов общественного отношения к технологическому прогрессу.
Исследование проводилось в три этапа: анализ медиапространства (1,1 млн сообщений от 460 тыс. авторов с совокупной аудиторией свыше 15 млрд человек), репрезентативный опрос 2500 респондентов в возрасте 18-65 лет и сравнительный анализ с данными 2024 года. Высокую степень преемственности обеспечило участие 81,2% респондентов прошлой волны.
Источник: Российская газета




