Исполнительный директор фонда «Разумный Интернет» Илья Переседов выступил на семинаре «Интернет-инструменты как средство социализации детей-инвалидов«. Он отметил необходимость необходимость живого общения, но заметил, что появился целый спектр новых видов деятельности, предполагающих специальное обучение и социальную адаптацию:
«Никакие технологии не заменят живой педагогики, но новые технологии также необходимы, прежде всего, для профессиональной реализации этих людей. К тому же появилась масса новых работ, которые требуют образования и специально ориентированная на это социальная адаптации. Ведь у людей с ОВЗ — особая психология, во многом, зависимая, которая проявляет себя, в том числе, в сети.»
Исполнительный директор фонда отметил важность сотрудничества с Региональным научно-методическим центром дистанционного образования детей-инвалидов, возможность которого наметилась на семинаре. На первом этапе оно должно включать в себя активное использование компьютеров, которые предоставляет государство, в своей работе. Второй этап подразумевает знакомство с программными продуктами. Третий этап — вхождение в профессиональное сообщество людей, работающих через интернет. Именно профессиональная ориентация, которая сейчас обозначена только как обучение, должна стать необходимой компонентой развития таких людей.
В завершении своего выступления Илья Переседов инициировал обсуждение профессиональной ориентации людей с ОВЗ посредством интернета. Участникам семинара было предложено по пятибальной шкале оценить роль интернета в разных сферах жизни:
- Роль интернета в работе/учебной деятельности
- Роль интернета в жизни детей
- Потенциал профориентации через интернет
- С какого возраста можно заниматься профориентацией детей с ОВЗ
Практически все участники положительно оценили роль интернета в повседневной жизни:
1. 5 баллов поставили 32% опрошенных, 4 — 36%, 3 — 16%, 2 — 0%, 1 — 6%.
Некоторые участники прокомментировали свою точку зрения (здесь и далее орфография сохранена):
- «Поскольку я работаю в библиотеке, то для создания презентаций и видеоуроков я использую интернет на 100%, но ведение статистики, отчетов, знакомство с фондом новых книг занимает половину рабочего времени».
- «Роль интернета в моей работе — 4 балла, 1 оставляю на книги».
- «50% времени общение с детьми проходит дистанционно. Дети и родители требуют непосредственного общения с учителем».
2. Что касается роли интернета в жизни детей, то картина выглядит так:
5 — 38%, 4 — 40%, 3 — 18%, 2 — 2%, 1 — 2%.
- «Роль интернета — окно в большой мир, средство общения с друзьями, получение образования».
- «Играет большую роль, т.к. они постоянно используют его для подготовки к урокам и получения информации».
- «Около 80%, возможно меньше, в зависимости от степени ограниченности возможностей ребенка».
3. Потенциал профориентации через интернет участники семинара также оценили высоко:
5 — 32%, 4 — 42%, 3 — 22%, 2 — 4%, 1 — 0%.
- «В первую очередь, потенциал (его степень) зависит от того, как направляют ребенка его родители. Если родители дают ребенку полноценное воспитание, прививают с детства определенные ценности и принципы, то ребенку, безусловно, будет легче адаптироваться в выборе профессии, в том числе грамотно использовать интернет-ресурсы в своем образовании, самообразовании».
- «Для многих детей работа в интернете — это единственная возможность реализовать себя в жизни».
- «Еще слабо себе представляю, что такое профориентация через интернет, но думаю, что это единственный путь для детей с ОВЗ».
- «Профориентация среди дтей с ОВЗ необходима, но, на мой взгляд, малопропагандируема. Отсюда — не используется на 100%. Но необходима!»
4. На вопрос, с какого возраста необходима профориентация через интернет, ответы колебались в самых широких пределах: от 0 до 16 лет. В среднем, оптимальный возраст, по мнению участников, 10-12 лет.
В опросе приняли участие около 50 человек.