Учёт доброй воли

Осенью депутаты Госдумы рассмотрят вторую версию законопроекта о волонтерстве. Первая версия законопроекта, разработанная Советом федерации, вызвала шквал критики в январе 2013. Юрий Белановский, руководитель социальных проектов фонда «Разумный Интернет» рассказал корреспонденту журнала «Коммерсантъ-Власть», о том, в чем разница между «государственным» и «народным волонтёрством», чем новая версия законопроекта грозит НКО и что произойдет с волонтёрством в России, если вести учёт доброй воли.

Новая версия законопроекта, как и предыдущая, — это попытка регулировать волонтерство,— считает руководитель социальных проектов фонда «Разумный интернет» Юрий Белановский. — Авторы не понимают в принципе природу волонтерства и отказываются трезво посмотреть на нашу жизнь. Если мы говорим о социальном, народном волонтерстве снизу, то в нем нет свободных или бездельничающих добровольцев. Если кто-то волонтер, значит, он уже что-то делает, он уже отдал кому-то свое время и свои силы. В волонтерской среде нет временного, энергетического или финансового буфера. Это значит, что нет сил и мотива на формализацию своего служения, на бюрократию, на подчинение, на взаимодействие с проверяющими. Такой закон в нашей стране обязательно приведет к непосильному обременению волонтерских организаций.

Законодатели зафиксировали в законопроекте и требование о необходимом обучении волонтеров. Белановский считает, это вполне может «убить» социальное волонтерство. «Я и без этого закона не пускаю в больницу неподготовленных людей,— говорит «даниловец»,— но если законодательно будет закреплена моя обязанность обучить всех волонтеров, это создаст мне много проблем. У нас в базе данных — 600 волонтеров; одни только курсы первой медицинской помощи стоят минимум 2 тыс. рублей на человека. Где мне взять эти деньги? Я не смогу объяснить благотворителям, что мне нужен миллион рублей для обучения всех волонтеров, это невозможно сделать в рамках фандрайзинга. А если еще и медкнижки делать всем волонтерам, то как с этим справиться в финансовом плане? А ведь у нас масса небольших волонтерских движений, которые вообще существуют без фандрайзинга, у них нет бюджета, они просто ездят по детским домам или домам престарелых и развозят вещи, книги, сладости, купленные на свои деньги. И вот, предположим, есть сейчас группа людей, она договорилась с руководством детского дома. Но с принятием этого закона директор им скажет: кладите на стол медкнижки, справки, что вы прошли подготовительные курсы. На этом волонтерство закончится».

Главным же образом, по мнению Белановского, новый законопроект ударит по волонтерам, работающим в зоне ЧС, и поисковикам. «Если в зону ЧС могут попасть только люди, имеющие допуск госструктур, значит, огромная масса волонтеров туда не попадет. А ведь в Крымске именно эти люди в первые часы после трагедии оказывали необходимую помощь. С поисковиками еще сложнее: у них нет бюджета, они разорятся на обучении и обмундировании своих волонтеров. Кроме этого, против них работает пункт закона о запрете разглашать информацию, полученную в процессе волонтерской деятельности. Поисковики часто приезжают в район, где исчез человек, а полиция отказывается им помогать, и заставить правоохранителей что-то сделать может только опасение, что волонтеры опубликуют информацию о нежелании конкретных чиновников оказать помощь в поисках. Если этот «рычаг» у поисковиков отберут, это может стоить кому-то жизни».

Подробнее

Поделиться: