Полина Другомилова
9 класс
* * *
Каждый школьник мечтает иметь собственные деньги. Зарабатывать сейчас подростку можно не только раздачей листовок и подобной работой на улице, но и в интернете. Так даже проще: на многих сайтах по фрилансу никто и не спросит о твоём возрасте.
Когда мне было 11 лет и я училась в пятом классе, журналистика была моей мечтой. В поисках ответа на вопрос «Как заработать в интернете?» больше всего меня привлёк копирайтинг. Посмотрев несколько видеоуроков, почитав форумы и блоги суперуспешных авторов, я зарегистрировалась на бирже копирайтинга. Сейчас мне 15, я перехожу в девятый класс и, оглядываясь назад, понимаю, что это был крайне важный опыт, пусть даже я не получила за свой труд ни копейки.
Мотивация была огромной, планы — ещё больше. Однако, увидев заказы на десять статей про починку труб и моторов тракторов, каждая на пять тысяч знаков без пробелов, я немного испугалась. Ценники у такой совсем не творческой работы на 2015 год составляли порядка 30 рублей за 1000 символов. Гонорары скромные, не правда ли? На самом деле по таким ценам писал уже «средний класс», а новичкам вроде меня приходилось брать заказы по 5–7(!) рублей за ту же уникальную тысячу.
Зато темы были свободные — пишешь про что угодно, зарабатываешь свои 10–15 рублей. На одну такую статейку, полную воды и советов вроде «Занимайтесь спортом, чтобы быть спортивными», у меня уходило минут 30. Так на счету накопилось 100 рублей, а свои статьи я вскоре увидела на сайтах под авторством некой незнакомой женщины.
Обычно заказы по десять рублей создают перекупщики контента, которым абсолютно неважно качество, ведь текст пойдёт не на их площадки, а останется на бирже, только продаваться будет уже в несколько раз дороже.
Но есть и более дорогие заказы. Я, чтобы осилить тексты на 50 – 60 рублей за 1000 знаков и выше, изучала SEO-копирайтинг, как работает продающий текст. Выше цена, например, за рекламные статьи на сайты разных компаний. Чтобы разобраться в этой теме, я читала блоги копирайтеров, например, «Панда-копирайтинг» или книгу «Пиши, сокращай». Также я в то время читала посты в группе своей биржи во «ВКонтакте» – было интересно и приятно следить за новостями, понимать профессиональный сленг и термины.
У меня была специальная схема написания текста. Так как я брала дешевые заказы, тема могла быть любой. Я больше всего любила писать про способы заработка в интернете: во-первых, мне было это интересно, во-вторых, информации масса, так что всегда приходили новые идеи. Поскольку я всегда писала о том, в чём разбиралась, мне не приходилось тратить много времени на погружение в тему. Ещё я не брала специализированные технические темы типа особенностей бетоносмесительных установок или видов обогревателей – дольше гуглить, что это вообще такое.
После выбора темы я открывала несколько похожих статей и смотрела на подзаголовки, таким образом собирая план своего текста. Основную часть писала уже сама, не брезгуя канцеляритом и странными причастными оборотами: так легче доводить количество знаков до нужного. Уникальность всегда была под 100%.
Кстати, на биржах можно заниматься рерайтом. Рерайт – это когда вам дают или находите самостоятельно несколько источников информации, а далее нужно создать свой уникальный текст на их основе. По сути, пересказ своими словами. Это легче, поэтому тут можно и темы посложнее брать, если такая необходимость будет.
Но будучи ребёнком, крайне сложно продержаться и работать на протяжении долгого времени. Я частенько забрасывала копирайтинг, потом решила вывести накопленные 120 рублей и закончить свою «карьеру». Вывод средств на бирже начинался с 250 рублей. С учётом местных расценок мне бы пришлось написать ещё 13 статей по 2000 символов, чтобы накопить эту сумму. На такое я была уж точно не готова. Так и лежат мои кровные на аккаунте, пароль от которого я уже забыла.
Чему же научил меня опыт самостоятельного заработка в 11 лет
- Уважать свой труд. Никогда не соглашаться на работу за гроши, которая впоследствии не принесёт ничего.
- Грамотно общаться с заказчиками. Один раз мне нужно было продлить дедлайн заказа, сделав это максимально корректно и вежливо. С тех пор во мне начала появляться культура делового общения.
- Подходить к работе с умом. Не кидаться на первый попавшийся заказ, а оценивать свои силы и возможности.
- Не вестись на «лёгкие деньги». Понимать, что «бесплатный сыр — только в мышеловке» — это не просто поговорка, а истина. Никто просто так денег не раздаёт, всегда нужно приложить усилия.
- Разбираться в том, как устроен продающий текст — ключи, SEO, процент заспамленности и всё в этом роде.
Копирайтинг помог мне ещё раз убедиться в том, чем я хочу заниматься в будущем. Пусть клишированные статьи мало похожи на настоящую журналистику, но даже от их написания я получала удовольствие. Поэтому, если вашему ребёнку/ученику/вам самим ещё не стукнуло даже 14, это не повод не попробовать себя в освоении интернет-профессии. Мало ли, вдруг ваш опыт будет успешен и с материальной точки зрения?