Медиаграмотность как универсальный навык

25 октября на VK-площадке проекта «Безопасная информационная среда детства» состоялся второй вебинар Координационного центра .RU/.РФ, гости которого – практикующие медиапедагоги – рассказали, что такое «медиа», из чего складывается медиаграмотность, как получить комплекс необходимых компетенций и сделать первый шаг в медиаиндустрию, зачем создавать школьные медиацентры и, наконец, как, имея безграничный доступ к информации, оградить себя от её негативного влияния.

Встреча прошла при информационной поддержке фонда «Разумный интернет».

Вебинар открылся новостью о том, что продлен конкурс начинающих интернет-журналистов и блогеров «DOT-журналистка. Юнкоры»: до 15 ноября школьники и студенты не старше18 лет могут заявить свои творческие работы на конкурс. Работа может быть представлена как в классической журналистской форме (например, статья или репортаж), так и в современной (лонгрид, подкаст, инфографика). Она также должна быть посвящена одной из 4-х тем года: IT-педагог, Технологии в образовании, Русский язык в интернете, а также «.RU .vs .РФ: какой из этих доменов для своего проекта в интернете выберу я?»

Авторов лучших работ ждут не только дипломы и набор сувениров от партнеров конкурса, но и ценные призы — умная колонка VK, беспроводные наушники Philips или очки виртуальной реальности, — отметила Виктория Бунчук, руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ. – Работы наших юнкоров оценят эксперты IT-отрасли и профессиональные журналисты, ранее побеждавшие в конкурсе «DOT-журналистика». Награждение победителей мы планируем провести в декабре в рамках «Премии Рунета».

Второй доклад вебинара был посвящен теории медиа. Татьяна Ломакина, учитель информатики, медиапедагог и куратор медиаклассов московской школы №2120, выделила три главных компонента медиаграмотности:

  1. Поиск и обработка информации, то есть умение использовать инструменты поиска информации, а также ее классифицировать и систематизировать
  2. Анализ и оценка каналов поступления и качества информации; данный компонент, в частности, включает навык контроля собственного медиаповедения, а также способность понимать, как и почему медиа трансформируют передаваемую информацию и почему
  3. Безопасное использование и производство информации, а также умение прогнозировать последствия собственного медиаповедения

А на вопрос о том, как связаны разные виды грамотности Татьяна ответила, что «цифровая – это, скорее, элементарное умение пользоваться цифровыми инструментами, а медиаграмотность – умение работать с информацией, то есть умение ее найти, донести [до аудитории], накопить или сохранить, например, для подрастающего поколения, умение работать с медиа как со средством передачи информации; медиаграмотность нужна, чтобы не потеряться в потоке информации».

» Презентация Татьяны Ломакиной «О чем рассказывать на уроках медиаграмотности»

О том, какие проекты помогают сформировать медиа-информационную грамотность, рассказала медиапедагог и руководитель детско-юношеской медиастудии «Ещё» в городе Железногорск-Илимский Иркутской области Светлана Дорош. Наибольшее количество проектов в этой области реализуется на портале Национального агентства школьной прессы «НАШпресс», они охватывают сотни школьных пресс-центров и детско-юношеских журналистских студий по всей стране. Среди них медиатоны, фотокроссы, пресс-парки, Марафон школьных СМИ, Всероссийский конкурс школьных изданий, Московские интерактивные каникулы, а также Большие игры, включающие моделирование профессиональной жизни СМИ.

Медиа-информационные технологии дают возможности для всех. Навыки, которые получают ребята в медиастудиях – универсальные; искать, проверять и создавать собственный контент полезно для любого человека и будет плюсом к любой профессии, сфере деятельности, — поделилась своим мнением Светлана.

» Презентация Светланы Дорош «Медиаграмотность для всех»

В финале вебинара Татьяна Ломакина и Светлана Дорош рассказали о совместном исследовании медиаграмотности, которое проводилось в рамках магистерской программы Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Респондентами стали больше 1000 школьников и 200 педагогов из Москвы, Иркутской области и нескольких других регионов РФ, активно работающих на портале «НАШпресс». Результаты исследования не смогли порадовать, например, с «фактчекингом» успешно справились только около 4% опрошенных.

» Плейлист «Вебинары на БИС»

Следующий вебинар Координационного центра на площадке «Безопасная информационная среда детства» состоится через месяц — 22 ноября. Встреча будет посвящена домену .ДЕТИ и электронным проектам Российской государственной детской библиотеки, реализуемых в этой доменной зоне.

Безопасная информационная среда детства — это комплексный проект Академии инновационного образования и развития для родителей, педагогов и молодых специалистов разного профиля, работающих с детьми и молодежью, а также участвующих в процессе цифровизации образования, экспертизе детской информационной продукции и повышении общего уровня цифровой грамотности подрастающего поколения.

Координационный центр доменов .RU/.РФ планирует провести на VK-платформе проекта серию тематических встреч, где вместе с гостями – практикующими специалистами, коллегами, партнерами и друзьями – представит свои просветительские, исследовательские и конкурсные проекты для школьников, студентов, педагогов, родителей и профессионального сообщества, а также обсудит вопросы и проблемы, которые так или иначе соприкасаются с этими проектами.

Все вебинары проводятся при информационной поддержке домена .ДЕТИ) и фонда «Разумный интернет».

Поделиться: