2023 | В ногу со временем

Автор: Маргарита Павлова, газета «Филимоновский вестник» (Московская область)


Эх, если вспомнить рассказы наших родителей про их школьное время… Тогда ведь не было ни интернета, ни мобильной сети, а телефоны, как правило, редкость – на целый дом один «разговорчивый помощник».

В настоящее время новые технологии здорово выручают нас в обычной жизни. Даже сейчас, печатая этот текст, я могу во много раз быстрее запечатлеть мысль, чем от руки по белой бумаге в линейку. В школе наши дорогие учителя идут в ногу со временем. Часто на практике можно заметить, что во многих кабинетах висят интерактивные доски, проекторы.

Действительно, ребятам нравятся яркие картинки, познавательные презентации, короткие видео-уроки, которые набрали популярность во время пандемии. На тот момент формат дистанционного обучения спас многих своей доступностью. Кто хотел, смог закрыть год на хорошие оценки и не потерял ценные знания. К сожалению, у такого формата обучения есть свои минусы. Занятия дома не гарантируют, что ребёнок точно усвоит материал и применит его на практике, так как есть свои обстоятельства.

Во-первых, ученик не всегда может сосредоточиться из-за окружающих, ведь семьи бывают многодетными. Маленькому брату, к примеру, сложно объяснить, почему следует соблюдать тишину, тогда как на уроке – это обязательное правило. Также все мы разные люди по характеру, мышлению и принципам. Если кто-то без особых усилий понимает тему, то другому потребуется намного больше времени, дабы уяснить то же самое. Да, учителя всегда на связи, скажете вы и будете правы, но если поставите себя на место педагога, то поймёте, что на каждого ученика чисто физически не хватает времени для разъяснения урока.

Во-вторых, самостоятельные, контрольные работы – хороший вариант проверить знания, но опять же, великий и всезнающий интернет, скорее всего, будет задействован, потому что никто не хочет «гуся» в журнале, особенно по теме, которую не понял.

В-третьих, всемирная паутина имеет свои сбои, как и любая вещь в нашем мире. Существует множество сайтов, где есть готовые тесты для проверки знаний, но не всё так просто. Вопросы не всегда составлены корректно, а ответы, вроде бы правильные, могут превратиться в ошибку благодаря системе. Учитель, как и любой человек, тоже может совершить оплошность, но вживую явно легче выяснить истину, чем через интернет. Ещё одним минусом является то, что не у всех учеников в наличии оборудование для дистанционного обучения. Обычная проблема – телефон не поддерживает приложение для онлайн-урока. Получается, ученик не может зайти и получить нужную информацию, которая позже ему поможет при подготовке домашней работы.

Также вспомним обычный школьный дневник. В детстве наших родителей эта книжечка с отметками была у каждого на руках. Все замечания, домашние задания, информацию о мероприятиях, родительских собраниях ученики обязательно записывали и позже показывали дома. Сейчас электронная версия. В ней есть как свои плюсы, так и минусы.

Разберём плюсы. Результаты за контрольную или любую другую работу можно узнать в этот же вечер. Удобная функция статистки, где есть все предметы, отметки и автоматически высчитывается средний балл. Домашнюю работу не обязательно спрашивать у одноклассников, потому что после урока учитель заполняет соответствующую ячейку, и ученик знает, что нужно выполнить на определённый день. Кроме того, это возможность связаться с любым учителем по интересующему вопросу. Удобная запись на олимпиады по всем предметам. А из минусов надо выделить то, что система перегружена из-за большого наплыва пользователей, например, под конец триместра, когда выставляют итоговые оценки. Иногда на сервере идут профилактические работы и невозможно просто зайти в систему и узнать задание на дом. Дети надеются на электронный дневник, порой не слушают учителя и попадаются в так называемую ловушку. Никому неизвестно, сколько по времени займут профилактические работы, а уроки делать надо.

С текущего учебного года появилось новое приложение «Моя школа». Всё было бы прекрасно, но, к большому сожалению, оно функционирует не так, как хотелось. Часть учеников не может зайти с мобильных устройств, а у других не грузится, потому что ведутся технические работы. В итоге ребята не знают своих долгожданных оценок, а узнать домашнее задание та ещё проблема, и в принципе процесс обучения встаёт. Что касается учителей, то им тоже непросто. Новая система, много вопросов. Как выставлять отметки? Как отмечать посещаемость детей? Ну хорошо, работу на дом можно дать на уроке, но с остальным явно предстоит мучительно разобраться. Давайте подумаем. Рабочий день учителя с 8 утра до окончания последних уроков, а потом горы документационной работы, которая отнимает большое количество времени. Также не забываем про классное руководство.

Мессенджеры часто выручают своей доступностью, но множество сообщений в общей группе иногда надоедает. Делаем вывод, что ученикам и педагогам не хватает времени учиться и обучать. Нет границы, которая разделяет школу и дом, а ведь все мы люди. В учебниках нам пишут больше отдыхать от мониторов, гулять, посещать музеи, но как на это выделить время, если «домашка» не готова и оценки не выставлены. Радует, что все эти минусы мимолётны. В скором времени разработчики исправят ситуацию и приложение будет работать в штатном режиме. Стоит отметить многофункциональность «Моей школы». Учителям даётся возможность по теме урока прикрепить ссылку на видео-урок для дополнительной информации из библиотеки самого портала. Система сама высчитывает не только средний балл, но и количество отметок, которые должен получить ученик до желаемого результата. Можно отслеживать рейтинг класса бесплатно, тогда как в прошлом школьном портале данная функция являлась платной.

Технический прогресс удивляет. С одной стороны, он сильно помогает в ускоренном темпе выполнить определённую задачу, сделать то, что человек априори не смог сам. Например, составить расписание на неделю для учителей. Таблица – удобная форма подачи, но от руки это долго и мучительно, возможно, не всегда идеально ровно. Зато приложение Word прекрасно справляется с этой проблемой. Или же взять искусственный интеллект, у которого немало плюсов. Из них можно отметить качество осуществления однотипных задач, быструю скорость выполнения поставленных целей, работу с разными сферами, объединяя в одну общую концепцию. Признаем, что не во всех школах есть не то что нужное количество оборудования, а просто устаревшее для работы с детьми.

Находчивость педагогов спасает. На физике с помощью интерактивной анимации можно наглядно показать всему классу опыт с разных сторон, меняя условия несколько раз. Произведения великих писателей намного лучше запоминаются показом видеопьесы или фильма. Так дети могут наглядно прочувствовать эмоции персонажей и узнать заслуженных актёров. Взять экранизацию фильма «Жестокий романс» по пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница», где главные роли исполнили Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндих и другие. Вернёмся к презентациям. Формат слайда заключает в себе самую главную информацию, ключевые моменты, которые нужны для усвоения материала. Учителю это является опорой при проведении урока, чтобы не уходить от плана и максимально точно передать суть темы классу. Игровая форма занятия позволяет преподавателям в лёгкой подаче не только изъяснить, но самое главное, заинтересовать будущих специалистов. Также учителя используют разные источники информации. Сейчас мы живём в мире технологий, поэтому существуют сообщества, каналы, сайты, где можно найти сведения на интересующую тему. Онлайн-олимпиады помогают многим учителям повысить свою квалификацию, что способствует улучшению подготовки учеников.

Все нововведения совершенствуют процесс обучения, идёт повышение IT-грамотности среди образовательных организаций. Делая вывод, можно поблагодарить педагогов, ведь они стараются сделать уроки интереснее, повышая свою киберграмотность.

Поделиться: