2023 | Учитель Анастасия Михалёва: «ИКТ помогают мне на уроках физкультуры»

Автор: Артём Михалев (Москва)


Современные педагог должен не только научить, но и мотивировать ученика учиться, заинтересовать его. Если хотите, это своеобразный конкурс за внимание каждого отдельно взятого ребёнка и всего класса. Один из наиболее доступных и популярных среди учеников способов решить эту проблему, победить в «конкурсе» – это ИК-технологии. Возникает вопрос: как реализовать ИК технологии на уроках физической культуры? В поисках ответа мы отправились к учителю-практику Анастасии Андреевне Михалёвой.

Учитель Анастасия Андреевна Михалёва: «ИКТ помогают мне на уроках физкультуры», изображение №1

Юнкор: Анастасия Андреевна, использование «цифры» на уроках истории или математики всем почему-то представить проще, чем на уроке физкультурыДействительно ли современный урок физкультуры – это только сели-встали?

Конечно, урок физической культуры построен таким образом, что не позволяет использовать ИКТ в том объеме, в котором они используются на других уроках. У нас основная составляющая обучения – это двигательная активность. Но и в работе учителя физической культуры технологии применимы.

Юнкор: Соревнуетесь с роботами?

Хорошая идея! Но начинать можно и с более простых вариантов. Что главное в моём уроке? Основная цель уроков физкультуры — развитие двигательной активности и физических качеств у детей, обучение школьников основам здорового образа жизни и гигиены, планирование рационального режима дня. В идеальной картине мира ребёнок должен полюбить спорт и самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Кроме этого, физкультура – это очень модно! Это ведь про стремление к достижению успеха, желание побеждать, умение противостоять не только своим соперникам, но и собственным слабостям. От того, как учитель преподает свой предмет, как ему удается заинтересовать учащихся, без преувеличения, зависит здоровье и успешность современного общества, успех нашей страны. Поэтому я обязана «быть на волне».

Учитель Анастасия Андреевна Михалёва: «ИКТ помогают мне на уроках физкультуры», изображение №2
Юнкор: Как вам удаётся соответствовать современным запросам?

В своей работе я стараюсь всегда идти «в ногу со временем». Учитель должен не только учить, но и сам постоянно учиться. В настоящее время появляются все новые технологии обучения, различные методы и приемы работы. ИКТ являются одним из способов разнообразить уроки физической культуры, сделать их более наглядными, насыщенными, коммуникационными для современных детей. Урок физической культуры в своей структуре содержит не только практические составляющие, но и большое количество теоретического материала, поэтому применение различных средств ИКТ позволяет эффективно решать эту проблему: повышается результативность обучения, ученики могут обмениваться знаниями онлайн, они учатся учиться дистанционно и самостоятельно. Это, кстати, важно! Все мы должны искать, собирать и анализировать большие объемы информации.

Юнкор: Можете привести конкретный пример?

Учитель может быть в возрасте или не владеть в совершенстве тем или иным видом спорта для объяснения основ техники. Тут ему на помощь приходят видеоуроки, различные мастер-классы, материалы от профессиональных спортсменов, размещенные на просторах интернета. Таким образом можно использовать и инструкции, и памятки. Банальная папка на виртуальном диске уже упростит работу. А если вы способны пользоваться приложением или платформой – супер! Кстати, тут уже можно поговорить о метапредметности: пусть ученики профильного класса придумают учителям такое приложение, чтобы сделать уроки физкультуры интереснее. Например, с соревнованиями, викторинами, интерактивом, шкалой достижений. А ученики медиаклассов об этом расскажут, заведут тематическую рубрику. И я, и мои ученики с помощью мессенджеров и социальных сетей создаём контент, популяризируем ЗОЖ на собственном примере. Даже в отпуске я записываю зарядки для блога.

Юнкор: Ого! Действительно, можно многое придумать, если есть ресурс…

Даже если его нет в плане техники, то можно что-то придумать. Например, электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти изучаемый материал. Данный вид материала можно выдавать детям не только в индивидуальном порядке, но и с использованием ЭЖД. А проверить материал учитель может с помощью тестирования. В настоящее время в интернете можно найти много готовых вариантов тестирования. Любой педагог может составить электронный вид тестирования и разместить на просторах МЭШ, тем самым поделиться своими разработками с коллегами из различных школ.

Юнкор: Анастасия Андреевна, вы уже упомянули приложения. Какими сами пользуетесь?

Могу посоветовать learningApps.org, рисунки-google, сетевые презентации google, можно создавать красочные, интересные задания для учащихся или воспользоваться готовыми вариантами. Задания с помощью этих программ, можно сделать в виде кроссвордов, паззлов, ребусов, рисунков, что особенно нравится детям. Если речь идёт о начальных классах, то я советую искать коллегам интерактивные форматы обучения, геймифицировать процесс обучения. Учащиеся воспринимают такие упражнения, как игру, но в то же время эти упражнения помогают усвоить или проверить теоретический материал или общую эрудицию по различным разделам программного материала. Я предлагаю детям попробовать себя в качестве продюсеров: придумать различные упражнения, направленность проекта. С помощью таких практик ученики нашей школы и выполняют зарядку и готовятся к сдаче норм ГТО.

Учитель Анастасия Андреевна Михалёва: «ИКТ помогают мне на уроках физкультуры», изображение №3
Юнкор: Как думаете, сможет ИИ заменить живого учителя или тренера?

ИТ, хоть и прочно входят в нашу жизнь, все же не могут заменить непосредственного общения ученика с живым человеком, учителем, тренером. Гаджеты в обучении следует использовать лишь тогда, когда они обеспечивают получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформулировать при использовании традиционных технологий. Слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей при составлении заданий и выбора объема информации.

Юнкор: Какой совет дадите относительно ИТ и образования?

Мне нравится, что сегодня можно постоянно учиться: онлайн-курсы, видеоуроки и тренировки. Я точно, как говорят, топлю за это. Но смартфон не должен прирасти к вашей руке. Можно отфотошопить пресс, но воздухом онлайн не подышишь. Поэтому давайте будем современными, но живыми, а не искусственными. А коллегам советую не бояться новых нано- и техно-. Это очень помогает говорить с детьми на одном языке.

Поделиться: